Фото 20 самых красивых и необычных павильонов ВДНХ: архитектурные шедевры выставки
Адрес:
ВДНХ — г. Москва, проспект Мира, дом 119
Станция метро:
Выставочный центр, ВДНХ
Строительство ВДНХ началось в 1939 году. В реализации проекта принимали участие лучшие архитекторы страны. Прошли десятилетия, и многие здания в комплексе получили гордый статус объектов культурного наследия, а сама выставка стала визитной карточкой России. Предлагаем вам оценить красоту самых изысканных и необычных беседок этого места.
- «Центральный»: главный во всем
- «Народное образование»: от кавказских мотивов до роботов
- «Юные натуралисты»: все лучшее – детям
- «Юные техники»: долгая дорога в сказку
- «Республика Беларусь»: удачный синтез скульптуры, архитектуры и живописи
- «Транспорт»: гармония ар-деко и ампира
- «Космос»: самый технологичный
- «Табак»: затейливый и изысканный
- «Переработка продукции сельского хозяйства»: от промышленности до искусства
- «Кролиководство»: строгий и веселый одновременно
- «Мясная промышленность»: брутальный снаружи, шикарный внутри
- «Земледелие»: под контролем главы СССР
- «Зерно»: в духе кремлевской башни
- «Потребительская кооперация»: образец неоклассицизма
- «Центрсоюз»: от ампира к модернизму и обратно
- «Охрана природы»: история ядерного реактора
- «Оптика»: рассказ о северной столице
- «Культура»: национальный узбекский дом
- «Армения»: маленькая крепость
- «Атомная энергия»: самый красивый МФЦ
«Центральный»: главный во всем
Год постройки — 1954
Архитектор: Г. Щуко
Стиль: сталинский ампир
Центральный павильон ВДНХ строился дважды. Деревянное здание, возведенное в 1939 году, через 15 лет перестало соответствовать стилю композиции выставки и было снесено. На его месте появилось трехэтажное здание, признанное доминирующим на площади. Он украшен шпилем и имеет высоту 97 метров.
По своей архитектурной концепции павильон напоминает центральную башню Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Здание украшено медальонами с изображением гербов союзных республик. Примечательно, что внутри здания есть бункер, защищающий от атомных атак. Раньше посетителей допускали в приют в рамках экскурсий. Сейчас попасть туда невозможно.
«Народное образование»: от кавказских мотивов до роботов
Годы постройки: 1951-1954 гг
Архитектор: С. Полупанов
Стиль: сталинский ампир
Павильон является частью всей площади Дружбы народов и напоминает советские постройки в Сочи. Первоначально он назывался «Северный Кавказ». Здание стоит на стилобате и имеет форму буквы U. Главный фасад завершает изящная колоннада с лепным орнаментом растительной тематики. Сверху сооружение венчает портик.
К «Народному просвещению» пристроены кафе и зимний сад, которые сегодня не используются по назначению. Рядом — вазы — образцы техники каслинского литья. До 1990-х годов они украшали пространство перед потерянным павильоном профессионального образования. На протяжении многих лет в здании размещались Музей СССР, представительство Грузии, Дом бабочек. Сейчас в комнатах размещается «Робостанция».
«Юные натуралисты»: все лучшее – детям
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитекторы: Н. Гришин, Г. Витухин и другие
Стиль: сталинский ампир
Здание состоит из двух круглых застекленных флигелей с куполом в центре. Главный фасад украшает декоративная галерея высоких колонн. Павильон построили молодые архитекторы, громко заявившие о себе, создавая одно из самых ярких и необычных зданий на ВДНХ.
Семь комнат здания были предоставлены молодым заводчикам, техникам и садоводам для изучения науки. Сегодня интерьеры интересны барельефами и лепниной на потолке, сохранившейся с 1950-х годов.
«Юные техники»: долгая дорога в сказку
Годы постройки: 1949-1954 гг
Архитектор: В. Жаров
Стиль: сталинский ампир
Современный вид павильон, первоначально называвшийся «Торфяной», приобрел в 1950-х годах. Название определило особенности отделки здания; территория парка нашла отклик в его архитектуре. Доминантой фасада является портик, состоящий из четырех колонн. Их капители украшены лепными элементами.
Завершает вид композиция, напоминающая герб СССР, но с косами вместо ушей и красной звездой вместо Северного полюса земного шара. На окнах растительный орнамент, на деревянных дверях изящная резьба. Раньше в стенах здания размещалась выставка, посвященная торфу и его добыче, затем выставка школьного творчества. Сейчас здесь открыт Театр сказок.
«Республика Беларусь»: удачный синтез скульптуры, архитектуры и живописи
Год постройки — 1954
Архитектор: Г. Захаров
Стиль: сталинский ампир
Визитной карточкой этого величественного сооружения является скульптура «Патрия», стоящая на крыше. Фигура девушки со снопом в руках перед золотой эмалью создана белорусским мастером А. Бембелем. Сам павильон имеет классический вид, но два ряда колонн придают ему блеск и монументальность. Они украшены яркими фруктовыми гирляндами.
Колонны — это «каркас» двора, ведущего ко входу в здание. Внутри комната разделена на две комнаты. Интересные интерьеры со скульптурами, хрустальными люстрами, мозаичными полами и кессонными потолками с лепниной, сохранившейся со времен постройки.
«Транспорт»: гармония ар-деко и ампира
Годы постройки: 1937-1954 гг
Архитекторы: М. Шнайдер, П. Ревякин и другие
Стиль: сталинский ампир и ар-деко
Строительство павильона началось в 1937 году. Для фасада авторы выбрали стиль ар-деко, украсив его резьбой с цветочными мотивами. После войны в здании была проведена масштабная реконструкция. Элементы стиля ампир проявились в аспекте «Транспорт», который тогда назывался «Сельское хозяйство.
Именно в этот период был построен выразительный портик, признанный культурным достоянием. Он состоит из изящных колонн, символизирующих растения, тянущиеся к солнцу. Рядом скульптуры и вазы. Внутри крыльца — лоджия, наверху — акротер с изображением снопов, серпа и молота.
«Космос»: самый технологичный
Годы постройки: 1938-1954 гг
Архитекторы: В. Андреев, И. Таранов и другие
Стиль: сталинский ампир
Изначально павильон напоминал эллинг, который напоминал причал Киевского вокзала в Москве. Он отличался лестницами, галереями, аркадами. Сначала в его стенах проходили выставки сельскохозяйственной техники. Свой нынешний вид здание приобрело во время реконструкции в 1954 году. Именно тогда оно приобрело эффектный стеклянный купол.
Исторический дизайн фасада и парадного входа не сохранился. Центральная группа — фриз с лепниной, барельефами и медальонами — была восстановлена в 2016 году по фотографиям и документам. В этот же период воссозданы основные украшения интерьера павильона: позолоченное эмалевое панно и люстра из рубинового стекла. Центр космонавтики и воздухоплавания открыт в здании с 2018 года».
«Табак»: затейливый и изысканный
Год постройки — 1954
Архитектор: В. Кондратьев
Стиль: готика, восток, русская архитектура
Павильон выделяется на фоне других зданий ВДНХ необычной архитектурой. Напоминает беседку в восточном стиле. Здание имеет форму неправильного восьмиугольника. Он окружен галереей изящных колонн по периметру. Промежуточный уровень фасада состоит из декоративных кокошников и фальш-окон. Крыша — купол со шпилем.
Здание облицовано плиткой зеленого, желтого и кирпичного цветов и украшено изображениями табака. Павильон признан объектом культурного наследия федерального значения. Его смело можно назвать самым ярким и оригинальным на территории выставки.
«Переработка продукции сельского хозяйства»: от промышленности до искусства
Год постройки — 1954
Архитекторы: П. Ревякин, Ю. Шевердяев
Стиль: сталинский ампир, советский модернизм
Павильон, который мы видим сегодня, состоит из двух частей, возведенных в разные годы. Большая часть здания появилась после войны. Здание в духе сталинского ампира имеет квадратную форму, колонны и огромные панорамные окна. В 1970-е годы были добавлены две хозяйственные постройки в стиле советского модернизма. Они вырастают из фасада и образуют двор.
Первые экспозиции, размещенные в стенах павильона, рассказывали посетителям об управлении водными ресурсами, осушении и улучшении земель для выращивания различных культур и их последующей обработки. С 2017 года здесь открыт Музей кино с научным центром, комнатами для просмотра видео и мемориальной студией святого Эйзенштейна.
«Кролиководство»: строгий и веселый одновременно
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитекторы: А. Зайцев, И. Телятников
Стиль: сталинская архитектура
Роскошный белоснежный павильон напоминает старинный дворец эпохи Возрождения. Он стоит на небольшом стилобате и окружен колоннами, соединенными архитравом. За ними находится площадка, ведущая к центральному входу. Возле двери есть ниши, в которых установлены скульптуры, изображающие девушек с кроликами в руках.
Боковые арки отвечают за симметрию здания. Сквозь них хорошо видны газоны и кусты. Величественное здание не лишено юмора. На декоративном фризе изображены забавные образы из жизни ушастых зверей, разведению которых был посвящен павильон. Также в оформлении фасада использовались растительные композиции.
«Мясная промышленность»: брутальный снаружи, шикарный внутри
Годы постройки: 1951-1954 гг
Архитекторы: В. Лисицын, С. Чернобай
Стиль: сталинский ампир
Павильон отличается внушительным центральным корпусом с портиком и колоннами перед главным входом. К двери ведут широкие гранитные ступени. На крыше здания находится скульптурная композиция «Боец с быком», созданная Н. Конгиссером. Остекление фасада выглядит эффектно благодаря элегантной металлической отделке. Оштукатуренные стены украшены крупными лепными картушами.
Внутри здание выглядит не менее ярко. Уже при входе взору открывается панно «Стада на пастбище», купольный зал и почетная лестница. Комнаты на втором этаже обставлены мебелью из орехового дерева и имеют фонтан. В отделке также использована керамическая мозаика и искусственный мрамор. За освещение отвечают старинные подвесные люстры.
«Земледелие»: под контролем главы СССР
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитектор: А. Таций, Н. Иващенко и другие
Стиль: сталинский ампир
Изначально здание было посвящено Украине, ее достижениям, культуре и промышленности. Это был самый большой республиканский павильон на ВДНХ. Н. Хрущев лично руководил созданием своего проекта. Здание имеет прямоугольную форму. Фасад, облицованный гранитом и керамикой, украшен лепниной с изображениями ушей и барельефами.
Над главной крышей возвышается башня со шпилем; на карнизе установлены женские фигуры с лавровыми венками в руках. Входная арка украшена майоликой и витражами. Интерьеры дополнены картинами и мрамором. С 1964 года в здании размещалась выставка, посвященная сельскому хозяйству, затем его стены занял «Центр славянской письменности».
«Зерно»: в духе кремлевской башни
Годы постройки: 1938-1954 гг
Архитектор: Д. Чечулин
Стиль: сталинская архитектура
В отличие от многих других павильонов, которые были построены из дерева, «Грано» сразу построили до дна из стали, мрамора и керамики. В середине прошлого века в рамках реконструкции здание получило башню со шпилем и звездой. Преобразование сделало его легким, заметным и позволило войти в три самых высоких здания ВДНХ.
Главный вход украшен лепниной. Эффектно смотрится сохранившийся со времен постройки витраж. Внутри павильона — расписные потолки, колонны с капителями и витражи с изображениями злаков и овощей.
«Потребительская кооперация»: образец неоклассицизма
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитекторы: П. Штеллер, В. Лебедев
Стиль: сталинский ампир, неоклассицизм
Отличительная особенность павильона — полукруглый вогнутый фасад с колоннадой. Фриз украшен русским национальным орнаментом. Снаружи здание выглядит торжественно и величественно.
Над зданием возвышается застекленная беседка с золотым венком и ажурными мотивами. Изнутри он отделан лепниной и выглядит как прозрачный купол, усиливающий естественный свет. В остальном интерьер скромный и простой. До 1990-х годов в павильоне размещалась выставка, рассказывающая о деятельности потребительской кооперации в России, росте товарооборота, развитии магазинов и закупке товаров.
«Центрсоюз»: от ампира к модернизму и обратно
Годы постройки: 1952-1953 гг
Архитекторы: Р. Кликс, Б. Виленский
Стиль: Ар-деко, Ампир
Здание расположено недалеко от центральной площади Выставки и привлекает внимание своим белоснежным цветом. Эффектно смотрится центральная часть павильона с вышкой-шатром, украшенной кокошником и заканчивающейся золотым шпилем. На крыше также фигурки колхозника и рабочего. Скульптуры символизируют единство рабочих, их неразрывную связь и общие цели.
Изначально здание украшали картуши, барельефы с изображениями простых людей, лепнину в виде завитков, венки из цветов. Но ради модерна, который был актуален в 60-е годы, началась борьба с архитектурными излишествами, мебель убрали. В 2019 году началась масштабная реставрация, в рамках которой павильону вернули былую славу.
«Охрана природы»: история ядерного реактора
Год постройки — 1954
Архитекторы: Г. Луцкий, Л. Луповок
Стиль: Арт Деко
Павильон — гордость Липовой аллеи выставки. Здание имеет форму прямоугольника с возвышающейся центральной частью. Этот 16-метровый центральный объем богато украшен. Он отделан гранеными блоками из темного стекла, которые выделяются на фоне соседних белых стен. Покрытый эмалью портал и украшенный орнаментом карниз, обелиски и кокошники придают зданию еще больше пышности.
Стороны охраны природы кажутся более скромными. На них кладут лепные элементы. Заслуживает внимания задний фасад с портиком-лоджией, сложенный богато украшенными колоннами. Интерьер оформлен в светлых тонах. Особенно выразителен витражный потолок атриума. Сегодня здесь действует танцевальная школа, а раньше в павильоне работал ядерный реактор, и каждый мог увидеть его в действии.
«Оптика»: рассказ о северной столице
Год постройки: 1937-1954 гг
Архитекторы: Э. Левинсон, И. Вильнер
Стиль: Арт Деко
Условно павильон можно разделить на три части. Центральный составлен из двух орденов, каждый из которых завершается колоннадой. Наверху медальон-обелиск с пальмовыми ветвями, знамена и изображение советского герба. Две боковые зоны ниже основной по высоте и окружены аркадами. Вход выполнен в виде триумфальной арки.
Фасады украшены лепниной в виде роз, снопов, лент. Это количество украшенных домов в Ленинграде в 1940-е годы. О любви авторов проекта к городу на Неве свидетельствует и двор за павильоном. Бассейн со скульптурой «Мальчик с рыбкой» напоминает панораму Петергофа или летний сад.
«Культура»: национальный узбекский дом
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитектор: С. Полупанов
Стиль: сталинский ампир, узбекская архитектура
Изначально павильон был посвящен культуре и промышленности Узбекской ССР, поэтому здание было украшено национальными мотивами и имеет типичную архитектуру домов этой азиатской республики. Доминантой композиции является высокая ротонда с стройными колоннами. Рядом с ним расположены фонтаны, выпускающие вверх мощные струи.
Сам павильон П-образной формы стоит на стилобате. Перед входом во двор, на который ведет широкая лестница. Фасады украшены лепниной с советской символикой, растительным орнаментом, большинство из которых — ватные коробки.
«Армения»: маленькая крепость
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитекторы: Р. Кликс, В. Таушканов
Стиль: сталинская архитектура
Здание расположено на площади Пьяцца дель Амамико дель Пополо и отличается высоким изящным портиком, состоящим из шести колонн. На каждом из них есть барельефы с изображением людей разных профессий. Завершает павильон композиция в виде рога изобилия и снопа.
Изначально в залах здания размещалась выставка, посвященная Сибири, а затем оформление боковых фасадов рассказывало о богатой флоре и фауне региона. В целом павильон похож на небольшую крепость. Эффект усиливают водостоки, напоминающие щели, и рустовка отдельных частей фасада.
«Атомная энергия»: самый красивый МФЦ
Годы постройки: 1952-1954 гг
Архитекторы: Р. Бегунц, С. Никулин
Стиль: сталинский ампир
Центральная часть павильона получила шестиколонный портик, завершившийся композицией знамен, герба и рога изобилия. По обе стороны от главного фасада расположены небольшие ротонды, которые используются как балконы на втором этаже. Крышу завершают скульптуры колхозника и тракториста.
Рамы, фризы украшены лепниной с изображениями колосьев, подсолнухов, свеклы. Внутри здание разделено на комнаты и отделано плиткой и полуколоннами. С 2018 года в стенах павильона работает центр обслуживания населения, ставший, пожалуй, самым красивым и необычным МФЦ России.
ВДНХ — это не просто архитектурные шедевры. Здесь много живописных аллей, зеленых насаждений, скульптур и фонтанов, кафе. В парке проходят выставки, фестивали, мастер-классы, праздники, съезды, музеи. Территория комплекса — идеальное место для отдыха и прогулок.
- Хотите связаться со мной?