История самой красивой станции Московского метро

Прочее

Почему вместо архитектора Щусева работу над станцией вели его ученики? Какова тематика платформы, и зачем столько украшений? Правда ли, что некоторые мозаики на сводах изначально выглядели по-другому? А также — почему при столь богатом оформлении торец станции обделили вниманием? Об этом и не только расскажу сегодня.

Здесь многое появилось впервые

Станцию "Комсомольская" открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от "Курской" до "Белорусской". Название платформе дали по Комсомольской площади, на которой расположили наземный вестибюль.

По конструкции станция колонная глубокого заложения (37 метров). Платформа стала площадкой для использования новых технологий в строительстве столичного метро. Так, диаметр центрального зала составил 11,5 метров. На тот момент настолько широких станций в Москве не существовало.

История самой красивой станции Московского метро

История самой красивой станции Московского метро

Этот объём применили при строительстве впервые. Точно такой же диаметр у эскалаторов для перехода на "Комсомольскую" Сокольнической линии. Это позволило уместить сразу четыре движущиеся лестницы. Раньше максимально было три. Кстати, вы можете и сегодня прокатиться на тех же самых эскалаторах. Они честно работают вот уже 68 лет. Сравните, как выглядели тогда и сейчас.

История самой красивой станции Московского метро

История самой красивой станции Московского метро

Ученики продолжают дело мастера

Проект станции подготовил ещё в 1949 году известный архитектор Алексей Щусев. К сожалению, вскоре после составления эскиза станции "Комсомольская", он умер. Поэтому воплощать в жизнь идеи мастера продолжили его ученики: Виктор Кокорин и Алиса Заболотная.

#Архитектура станции выполнена в стиле русского зодчества 18 века. Своды украшены лепниной в стиле барокко и огромными мозаичными панно. Их придумал художник Павел Корин (автор витражей на "Новослободской"). Сюжетами стали знаковые события в истории России.

Читайте также:  Москвичи во всем виноваты

История самой красивой станции Московского метро

Однако общая тема оформления была более конкретная — слава победоносному русскому оружию. Восемь огромных мозаик должны были олицетворять речь Сталина, которую он произнёс на параде 7 ноября 1941 года перед отправкой советских войск на фронт. Вождь народов упоминал подвиги великих русских предков, чтобы поднять боевой дух солдат.

Это и отразили в мозаиках. На них запечатлены Александр Невский со знаменем с изображением Христа в руке; Дмитрий Донской перед Куликовской битвой; Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, которые собирают на Красной площади народное ополчение. А также Александр Суворов во время перехода через Альпы и Михаил Кутузов в Бородинском сражении.

Сталин везде

Помимо панно с историческими личностями были ещё три мозаики. На первой изображался Иосиф Сталин на параде 7 ноября 1941. Он стоят на мавзолее и держал в руках знамя с профилем Ленина. Перед ним опустившийся на колено солдат целовал это самое знамя. За спиной Сталина стояли все члены Политбюро. Также видны башни Кремля и ряды солдат, которых отправляли на фронт.

История самой красивой станции Московского метро

На второй — взятие Рейхстага советскими войсками в мае 1945 года. На переднем плане были счастливые солдаты, за их спиной развевались красные знамена с профилями Ленина и Сталина. Фоном послужили разрушенные остатки Рейхстага.

И завершала композицию мозаика, где был изображён Парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года. На трибуне мавзолея стоял И.В. Сталин в окружении членов Политбюро и военачальников. У дверей мавзолея — почётный караул. К подножию сооружения солдаты бросали фашистские знамена, побеждённой Германии.

История самой красивой станции Московского метро

Ночные переделки

Последние три панно украшали своды станции "Комсомольская" недолго. Уже в 1961 году, после развенчания культа личности Сталина на 22 съезде КПСС, стало понятно, что мозаики придётся переделать. Проще всего было изменить ту, где изображалось взятие Рейхстага. Там просто убрали со знамени профиль Сталина.

Читайте также:  Завод Бадаевский

История самой красивой станции Московского метро

С другими ситуация была сложнее. Например, панно, на котором было выступление Сталина во время парада 7 ноября 1941, пришлось фактически сделать заново. Вместо Сталина появился Ленин. А советских солдат заменили отрядами солдатами времён Гражданской войны.

История самой красивой станции Московского метро

С мозаики, которая изображала парад Победы, убрали всех чиновников, которые стояли на мавзолее. Вместо них появилась аллегорическая фигура "Родины-матери", которая стояла на знамёнах, держа в руках серп и молот, а также ветвь оливы. Полностью изменение всех панно завершили только в 1964 году. Всё потому, что работать на "Комсомольской" разрешили только по ночам. Чтобы не мешать пассажирам.

История самой красивой станции Московского метро

Шикарно

Кроме лепнины и мозаичных панно, станцию украсили барельефами на тему становления русского оружия с древних времён до момента открытия платформы. Это были мечи, шлемы, ружья, пулемёты и др. В 1965 году их заменили на эмблемы по эскизам Павла Корина. Причины, по которым это сделали, неизвестны.

История самой красивой станции Московского метро

Колонны, как и путевые стены, отделаны светлым узбекским мрамором сорта "Газган". Пол выложили красным гранитом. Завершили декор станции "Комсомольская" огромными люстрами в виде колец по центральной оси платформы. На них расположено много рожков с лампами. Боковые залы платформы освещаются похожими светильниками. Но их размер скромнее.

История самой красивой станции Московского метро

Единственное, что вызывает вопросы — это торец станции. Он выглядит так, словно его забыли доделать. Всё потому, что здесь планировали соорудить второй выход. Однако он так и не появился. Сначала стену вообще "украшала" только маленькая дверь, которая вела в служебные помещения. Потом сюда поставили бюст Ленина на высоком постаменте. А саму стену украсили мозаикой в виде герба #СССР по центру и растительным орнаментом по краям.

История самой красивой станции Московского метро

На мой взгляд, #Комсомольская Кольцевой линии — самая красивая станция Московского метро. Здесь ты чувствуешь себя так, словно попал в общественный #транспорт , а в шикарный дворец. Украшений очень много, но они не смотрятся чрезмерными или неуместными. И, конечно, простор. Здесь нет привычного ощущения, что находишься в #метро .

Читайте также:  Почему застройку старого Зарядья называют трущобами?

Единственный минус — большое количество пассажиров с трёх вокзалов. Люди бывают разные, не всегда приятной наружности. Это немного портит впечатление. Но если вам удастся попасть на "Комсомольскую", когда народу мало (поздний вечер или первая половина дня в выходные), то вы посмотрите на неё совершенно по-другому.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог. Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram, где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!

Источник

Оцените статью
mymoscow.su
Добавить комментарий