Выставка «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков»

Выставки

С 13 ноября по 6 декабря в Государственном музее Востока пройдет выставка «Неувядающий сад» из цикла «Музей Востока открывает фонды».

Выставка «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков»

Выставка «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков»

Экспозиция посвящена одному из самых знаменитых видов прикладного искусства Османской Турции — расписной керамике XVI—XIX вв. На выставке будет представлено более 50 экспонатов из коллекции музея: фаянсовая расписная посуда разных малоазийских центров, лощеная столичная и провинциальная керамика позднеосманского периода, украшенная резьбой, золочением и серебряной аппликацией, а также дополняющие экспозицию драгоценные ткани XVI—XVII вв. и анатолийские ковры XIX в.

В середине XVI века на фоне создания огромной и могущественной империи в турецком искусстве произошли изменения, обозначившие рождение нового художественного стиля. Основой классического османского декоративного языка стали цветочные узоры — тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, нарциссы и хризантемы, цветы сливы и персика, — выполненные в своеобразной узнаваемой манере.

Особенности нового имперского стиля, созданного художниками стамбульской придворной мастерской, нашли выражение в разных видах турецкого искусства — изготовлении драгоценных тканей, вышивок, ковров.

Наиболее ярко они проявились именно в керамическом производстве, расцвет которого связывают обычно с малоазийским городом Изник, где в XVI—XVII вв. создавались великолепные изразцы для дворцов и мечетей турецких городов.

Выставка «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков»

Выставка «Неувядающий сад. Османская керамика XVI-XIX веков»

Тот же художественный репертуар, те же яркие краски и манера исполнения узоров, создающие впечатление цветущего райского сада, отличают и оформление производившейся в Изнике (и, возможно, других центрах) фаянсовой посуды, среди которой преобладают блюда разного размера и форм.

Именно изделия этого типа XVI—XVII вв. с характерной подглазурной росписью демонстрирует первый раздел экспозиции. Представленные в этом зале шелка и бархаты того же времени дают возможность увидеть, как художественные задачи, поставленные дворцовыми художниками, воплощались в разных материалах.

Второй раздел выставки отсылает к позднему имперскому периоду, когда производство в Изнике прекратило свое существование, и искусство изготовления керамики продолжало развиваться в других центрах, в новых политических и экономических условиях, испытывая усиливающееся влияние Европы.

Читайте также:  Онлайн выставка "Война через призму военных корреспондентов "Известий"

Турецкая коллекция не включена в состав постоянной экспозиции Государственного музея Востока, а со времени последней выставки керамики прошло уже более двадцати лет, и предлагаемая экспозиция — одна из редких возможностей познакомиться с интереснейшим музейным собранием.

Источник

Оцените статью
mymoscow.su
Добавить комментарий